Рецензии

Линник Ю.В., доктор философских наук

Харизма Юрия Рериха

(К изданию II тома сочинений «Тибет и Центральная Азия»)


Тщанием наших учёных­ рерихове­дов продолжается издание тру­дов Ю.Н.Рериха1. Информация вводится пластами – один золотоноснее другого. Вот стратиграфия второго тома: подборка малоизвестных статей; дневник Тибетской экспедиции; дневник Маньчжурской экспедиции; отчёты директора Института «Урусвати»; отчёты о работе в Институте востоковеде­ния АН СССР; публицистика.

Копать и копать! Чем глубже берём – тем крупней, многомерней видится Ю.Н.Рерих.


«Страна великих сдвигов» – так говорит Ю.Н.Рерих про Центральную Азию (с. 44). Эти сдвиги небезраз­личны для нашего отечества – они внесли свою леп­ту в его формирование. Здесь вместе со своим отцом Н.К.Рерихом учёный отыскивал общие корни, питав­шие исконную Русь и страны Востока, – и здесь он видел энтелехию (окончательный результат) нашей истории: витающий над горами и пустынями образ Новой Страны.

Во время Тибетской экспедиции Е.И.Рерих замети­ла у местной женщины фибулу с изображением двугла­вого орла. У 24-­летнего исследователя, покоряющего своей эрудицией, сразу возникла ассоциация: анало­гичные украшения встречаются на Кубани – неужели мотив промигрировал за тридевять земель? На основе пока одного единственного факта делается вывод – сме­лый и твёрдый: «область распространения “звериного стиля” необычайно расширяется» (с. 140). Дальнейший поиск блестяще подтвердил этот тезис. В сюжете с фибулой – как бы установка, направившая всю жизнь Ю.Н.Рериха: искать связи – высвечивать единые архетипы – раскры­вать инварианты в разнообразии культур.

Бесконечно волнуют слова сына, сказанные им об отце: «В творческой жизни Николая Константиновича Рериха русский Север и Азия явились двумя ведущими началами, в которых он черпал своё художественное вдохновение» (с. 263). Потрясает этот диапазон – эта раздвинутость взгляда: справа – Сердо­боль, слева – Кулу. Как удавалось одномоментно удержи­вать Запад и Восток в поле духовного зрения?

Это не чужое друг другу!

Это неисповедимо пересекается!

Сегодня мы знаем: в умной молитве иноков валаамского монастыря, который так любил Н.К.Рерих, отразился опыт буд­дийских практик. Наш Север и вправду – по слову Н.А.Клюева – есть Белая Индия.

Поймём ли декор крестьянской избы, не зная восточного кода?

Мы помним: был путь из варяг в греки; и был Великий шёлковый путь. По сути они соединились!

И подняли на наш Север многие накоп­ления Востока. Здесь они осели – раство­рились – напитали нашу культуру.

Восток двигался на Запад – Запад двигал­ся на Восток. Перекрёстком стала Центральная Азия.

Ю.Н.Рерих любил Восточный Туркестан. Вот как он задавал его координаты: «это, собственно говоря, бассейн реки Тарима, реки, берущей своё начало в хребтах Каракорумской горной системы и теряющей свои воды в озере Лобнор»(с. 45). Именно здесь были найдены ошеломительные таримские мумии. Щека одной даже сохранила след сле­зы. Такая сохранность не знает аналогий.

В горячих песках нашли вечное упокоение люди се­верного типа. Высокие, светловолосые. Несомненные европеоиды. Захоронения приходятся на широкую по­лосу времени: XVIII в. до н.э. – II в. н.э. Что это за народ?

Какое напечатление он оставил в памяти Ойкумены?

Быть может, невидимое для современной науки, но тем не менее повлиявшее на духовный рост Азии.

В книге опубликован очерк «Великие кочевые импе­рии Средней Азии» (с. 44–47). Будто Ю.Н.Рерих смотрел на них из космоса! Как на ладони мы видим огромные пространства. Панорамность, эпичность – и в то же вре­мя прописанность деталей: эти качества соединись под пером Ю.Н.Рериха, создавшего портрет региона.

Дневники Ю.Н.Рериха – не просто регистрация со­бытий: за ними стоит личность. Исповедальный тон от­сутствует. Фиксируются факты. Но всегда в таком ракур­се, что обнаруживается душа – тонкая, благородная.

Сколь экстремальной была Тибетская экспедиция!

Так легко было попасть под пулю – но условия риска не мешали любознанию. Впечатления неизбывны!

Бодро начинается утро 19 августа 1927 года. Ю.Н.Рерих пишет: «Сегодня выступаем, и всё существо наполняется радостью нового похода» (с. 92). Верблюды, замыкающие караван, несут громадные колокола – их перезвон вдохновляет: «В этом звуке рождается вся беспредельная Средняя Азия, эта пустынная колыбель ранних исканий человечества» (с. 92).

Тибет полон чудес. Как не верить им?

Молодой Ю.Н.Рерих проникается мента­литетом тибетцев – словно ассимилирует его. С болью Ю.Н.Рерих отмечает негати­вы в жизни Тибета.

И туда проник дух растления! Сегодня мы видим: у Лхасы тяжёлая карма – хочет­ся верить в скорое искупление.

Благодаря открытиям В.А.Росова мы осознали двуплановость рериховских экс­педиций.

Перелистаем маньчжурский дневник.

Прямая цель – изучение засухоустойчи­вых растений и сбор их семян – неуклон­но выполняется. Пристально изучается культура. Вот характерная запись: «На камнях многочисленные изображения трёх жемчужин. Утром ходили с Н.К., ботанизировали» (с. 180). Ещё схожие записи: «Весь день до 4-х часов провёл с Качен-ламой, просматривал гербарий» (с. 186). «Утром разбирал семена» (с. 189). Это не маски­ровка – это работа, выполнявшаяся увлечённо, с пол­нотой самоотдачи.

Но теперь мы ведаем, что у экспедиции была по­доплёка: в чьих­-то нынешних оценках авантюрная – в чьих­-то романтическая. Исподволь закладывался фун­дамент Новой Страны. Думается, что он устойчив – и однажды примет на себя реализующуюся мечту.

Свои отчёты директор Института Гималайских ис­следований «Урусвати» Ю.Н.Рерих писал вдохновенно.

Сколь значимы они для методологии науки! Мы видим, как надо работать над синтезом знания – и мы убежда­емся: ренессансный универсализм – всевмещение – возмо­жен даже в наше дробное время.

Сколько ипостасей было у Ю.Н.Рериха? Археолог – историк – лингвист – ботаник – философ – искусство­вед! Это далеко не полный перечень.

Моё внимание привлёк термин, использованный в отчётах: этноботаника (с. 200). Не впервые ли задей­ствовано словообразование такого типа? Две очень разных науки – этнография и ботаника – приведены во взаимосвязь. Сегодня развиваются этнолингвистика, этнопедагогика, этноархитектура и т.п. Подобные перспек­тивы просматривались в Институте «Урусвати».

Сколь ни плодотворны три года, проведённых Ю.Н.Рерихом в Советской России, но на них лежит печать трагизма. Великому учёному пришлось ломать себя. Идеологический пресс! Он ускорил уход великого востоковеда.



Примечание:

1. ­Рерих ­Ю.Н. ­Тибет­ и ­Центральная­ Азия.­ Т.II:­ Статьи.­ Дневники.­ Отчёты ­/­ Под ­общ.­ ред. ­В.А.Росова.­ М.:­ Рас­санта,­ 2012.­ Далее­ по ­тексту ­при­ цитировании ­указаны ­страницы ­настоящего ­издания.



Опубликовано: журнал «Дельфис». 2013. № 1. С. 124.