Живая этика
Учение «Живой Этики», или «Агни-йоги», является памятником мировой философской мысли. Как известно, учение складывалось в виде отдельных текстов с начала 1920-х годов при непосредственном участии всех членов семьи Рерих, оказавшейся в эмиграции в Англии, а затем в Америке, — русского художника Николая Константиновича Рериха, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава, впоследствии известных востоковеда и художника. Первые записи сделаны в Лондоне 24 марта 1920-го.
Учение вобрало в себя богатые традиции прошлого, те знания, которые выработало человечество с древнейших времён. Оно базируется на синтезе европейской и восточной культур. В основу «Живой Этики» положены различные учения основателей мировых религий — ведийские писания Вьясы, премудрость Соломона, изречения Лаоцзы, уложения Конфуция, притчи Христа и Будды. Линия преемственности уходит корнями и в философию Платона и Аристотеля, школу неоплатоников. Не случайно заключительный том серии «Агни-йога» имеет название «Надземное». (Книга не успела выйти в свет в связи с началом второй мировой войны и была опубликована лишь в наше время, в 1990-х годах.) «Надземное» вводит читателя в мир ноуменов — вечных идей, управляющих миром, здесь Платон скрыт под именем Мыслителя. Его поучения закладывают концепцию учения «Живой Этики».
Дневниковые записи Елены Рерих значительно полнее текстов «Агни-йоги». Главное место в них отведено духовной стороне человека, проникновению в глубины сознания. По существу, это — Учение, получаемое из уст Учителя. Этим обстоятельством обусловлена форма изложения, во многих местах представленная в виде диалогов. Подобный стиль неоднократно встречается и в Ведах, и в греческой классической традиции, в тех же платоновских трактатах. Источник философских текстов, рассчитанных на интуитивное восприятие, связан с великими Учителями человечества и формировался на протяжении тысячелетий в колыбели Евразийской цивилизации. Несомненно, главным проводником высшего сознания считается Елена Рерих, и в обыденном понимании авторство сохраняется за ней, хотя вначале в процессе создания текстов, как уже упоминалось, принимали участие все члены семьи Рерих и даже их сотрудники. На первом этапе использовался так называемый метод «автоматического письма», дальнейшие записи были получены посредством яснослышания.
Ещё при жизни Рерихов тексты «Агни-йоги» издавались на разных языках. Всего было опубликовано 13 книг (вводные тома «Зов», «Озарение», «Община» и непосредственно сама серия из десяти книг; она открывалась одноимённой книгой «Агни-йога», и далее: «Беспредельность» — 2 части, «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный» — 3 части, «Аум», «Братство»). Русские издания, вышедшие в Берлине, Париже, Риге, и их английские переводы положили начало обширному духовному движению в мире. Были основаны десятки культурных учреждений, которые проводили работу на ниве искусства, науки, образования и на общественном поприще. Инициатива по защите памятников культуры во время войн и вооружённых конфликтов получила известность как «Пакт Рериха». Он лёг в основание ряда международных документов и сделался достоянием современной цивилизации. Движущей силой этого развернувшегося движения стало философско-этическое учение «Живой Этики».
Из письма другу
Начало «Живой Этике» было положено в Лондоне 24 марта 1920 года. Тогда это были разрозненные дневниковые записи, из которых Е.И.Рерих составила два тома, «Зов» и «Озарение». Следом предполагалось выпустить книгу «Жизнь» (духовный опыт прошлых жизней Рерихов). Но к середине 1920-х годов ситуация изменилась, на повестку дня вышел проект объединения народов Азии, предполагавший учреждение федерации восточных государств (Рерих провёл переговоры с полпредом Крестинским в Берлине). И третьей книгой стала монгольская «Община». Н.К.Рерих надеялся завершить свою миссию в Москву в 1926 году и заключить договор с Советским правительством о создании Священного Союза Востока. Специально изданная к тому времени первая часть книги «Чаша Востока» – перевод избранных писем Махатм к Синнету, должна была стать в каком-то смысле мировоззренческой платформой предложенной доктрины. Американские сотрудники музея Рериха, супруги Лихтман, даже обсуждали с заместителем председателя ОГПУ Трилиссером способы распространения этой книги и её розничную цену. Планировалось издание второго тома. В конечном итоге руководство СССР отвергло предложенный проект «Единой Азии». Будучи в Монголии, Рерихи ещё ждали положительных решений от наркома иностранных дел Чичерина и выпустили в свет две новых книги – упомянутую «Общину» и «Основы буддизма». (Обе они говорят о Ленине.) Однако ставка на объединение «буддизма с коммунизмом» не оправдалась, и Великий План, предложенный Учителями, претерпел изменения.
В ходе Тибетской экспедиции, с весны 1927 года, Е.И.Рерих стала записывать тексты, которые позже вошли в книгу «Агни-йога». Это уже совершенно другой, новый этап Плана, обусловленный строительством «Звенигорода на Гималаях». Начало Учению Агни-йоги, как таковому, было положено в самом конце 1920-х годов. Учение было оформлено в виде книг и получило широкое распространение в начале 1930-х (учитывая тиражи на английском языке). Издание серии продолжилось до конца десятилетия. Однако «Агни-йога» вошла в жизнь именно благодаря изменению Великого Плана. В перечне, помещённом в качестве рекламы на последней странице книги «Аум» (рижское издание), первые три книги Учения специально отделены от последующих, которые названы как серия «Агни-йога».
Владимир Росов
24 мая 2007
| Елена Рерих. Листы дневника. Т. VIII: 1933–1935
М.: Государственный музей Востока; Дельфис, 2021. — 624 с.; илл.
Издание «Листов дневника» продолжает серию книг, публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879–1955). Настоящий, восьмой том относится к периоду 1933–1935 годов. Записи сделаны на фоне подготовки и проведения экспедиции Н.К.Рериха на Дальний Восток, имевшей не только научные задачи, но и геополитические цели по созданию федерации государств – Новой Страны, или Союза народов Азии, в которую должна входить и Россия. Одновременно шла интенсивная работа над изданием книг «Мир Огненный» и «Напутствие Вождю». Читатели получают возможность ознакомиться с полным текстом дневников, представляющих собой первоисточник философско-этического учения «Живая Этика», или «Агни-йога».
скачать: (pdf) | |
| Елена Рерих. Листы дневника. Т. VII: 1931–1933
М.: Государственный музей Востока; Дельфис, 2018. — 594 с.; илл.
Издание «Листов дневника» продолжает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879–1955). Настоящий, седьмой том относится к периоду 1931–1933 гг., когда Рерихи проживали в долине Кулу (Британская Индия) и готовились к экспедиции на Дальний Восток. Одновременно шла интенсивная работа над созданием книг «Иерархия», «Сердце» и «Мир Огненный». Читатели получают возможность ознакомиться с полным текстом дневников, представляющих собой первоисточник философско-этического учения «Агни-йога». | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Седьмой том «Листов дневника» Елены Рерих продолжает серию публикаций дневниковых записей нашей великой соотечественницы, обогатившей сокровищницу мировой философской мысли. Учение «Живой Этики» создано при её непосредственном участии и составляет квинтэссенцию духовного опыта поколений. В настоящий том включены тетради ровно за два года, с мая 1931 по май 1933-го. Тексты этого периоды послужили первоисточником для изданных при жизни Рерихов книг Учения – «Иерархия», «Сердце» и «Мир Огненный» (1-я часть). Нынешнее издание даёт представление о широком спектре духовных, нравственных поисков Рерихов, о путях служения на ниве культуры. Примечательно, что ежедневные записи не лишены бытовых подробностей, из них складывается общая панорама жизни.
По возвращении из длительной поездки в Америку и Европу (сер. 1929 – конец 1930) Николай Константинович Рерих несколько лет проводит в долине Кулу, на северо-востоке Индии. Он готовится к комплексной экспедиции на Дальний Восток. На это время приходится один из наиболее плодотворных периодов его художественного творчества. Им создан ряд непревзойдённых шедевров, среди которых особенно ярко выделяются полотна «Земля Славянская» (1931), «Святой Сергий Радонежский», «Святой Франциск Ассизский», «Мадонна Орифламма» (все – 1932), «Звенигород» (1933) и многие другие. Живопись дополняет большую работу в области культуры.
Художник продвигает в международном масштабе идею сохранения ценностей человеческого гения, предлагает общественности свой знаменитый «Пакт Рериха». Охрана памятников, культурное строительство разворачивается под символическим Знаменем Мира, представляющим собой белое полотнище с тремя бордовыми сферами в круге – прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности. По замыслу создателя Пакта, такой особый флаг должен развеваться над архитектурными памятниками, музеями и библиотеками во время войн и вооружённых конфликтов. На страницах дневника у Елены Рерих встречаются суждения, которые вдохновляют её мужа Николая Константиновича на высокое служение: «Знамя, величайшее в истории!» (16.06.1931). Речь идёт не просто о рядовой задаче, а о кампании за Знамя Мира, о начале целого движения, которое, рано или поздно, превратилось бы в «мировую диктатуру культуры». С этой целью предпринимаются многочисленные публикации о Пакте Рериха в прессе, проводятся конференции в Брюгге и Вашингтоне (1931–1933).
В дневниковых записях читатель откроет для себя необъятный горизонт знаний, найдёт крепкую завязь мыслей на будущее. Начало широкого движения Знамени Мира Рерихи связывают с Российской Азией. Это часть великого Плана, который предполагает зарождение Новой Страны на просторах Сибири. Отсюда и Указы из высокого источника, нашедшие отражение в дневниках, – создание Сибирского общества при музее Николая Рериха в Нью-Йорке как первый шаг на пути в Россию, строительство Звенигорода, новой страны на Алтае, где будут собраны лучшие достижения человечества. По всему тексту рассыпаны живые формулы, призывающие к действию: «Новое государство утвердится под Знаменем Мира» (30.07.1931). Духовное взросление тесно переплетено не только с усовершенствованием отдельной личности, но и с общим благом, беззаветным служением своему ближнему во имя избранных идеалов.
При подготовке данного тома впервые использован массив дневников Елены Ивановны, сохранявшихся в Индии и переданных её сыном Святославом Рерихом в Россию. Как и в предыдущих выпусках «Листов дневника», принимались во внимание современные издания: «Иерархия» (2011), «Сердце» (2012) и «Мир Огненный» (2016), составленные с учётом личных заметок автора дневников. Проведена корректировка исходных текстов, основанная на последующих авторских исправлениях, восстановлены сокращения имён собственных, географические названия, часто зашифрованные одной или несколькими буквами. Учтены нормы современного русского языка, хотя при этом сохранены отчасти стилистика и орфография, существовавшая в первой четверти ХХ века, до языковой реформы. Проделана также работа с англоязычной лексикой, уточнены отдельные слова и понятия по английским изданиям «Агни-йоги».
Седьмой том «Листов дневника» Елены Рерих составлен на основе рукописей, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США). Издатели благодарят руководство Русского центра за предоставленную возможность использовать материалы для публикации.
Владимир Росов
| |
| Елена Рерих. Листы дневника. Т. VI: 1929–1931
М.: Государственный музей Востока; Дельфис, 2016. — 426 с., илл.
Издание «Листов дневника» продолжает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879–1955). Настоящий, шестой том относится к периоду 1929–1931 гг., когда Рерихи обосновались на жительство в долине Кулу (Британская Индия). В то время шла интенсивная работа над созданием книг «Беспредельность» и «Иерархия». Читатели получают возможность ознакомиться с полным текстом дневников, представляющих собой первоисточник философско-этического учения «Агни-йога». | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Шестой том дневников Елены Ивановны Рерих продолжает публикацию оригинальных текстов Учения «Живой Этики». Он относится к индийскому периоду и охватывает 1929–1931 годы. Этот период характеризуется уединённой жизнью Е.И. Рерих в долине Кулу (Индия) и, можно сказать, высокой степенью сосредоточения на предмете философских, духовных исканий. Она занята работой над текстами, которые составили наиболее сложную для восприятия часть Учения, а именно текстами, вошедшими в серию «Агни-йога», – две части «Беспредельности» (Париж, 1933) и частично «Иерархия» (Париж, 1933).
Согласно дневниковым записям, в основе мироздания лежат физические и духовные законы, определяемые действием Космического Магнита. На первый взгляд, довольно необычное сочетание слов. Однако это не просто отвлечённый термин, он выступает своеобразным маркером, обозначающим целую систему понятий и смыслов. Космический Магнит – всеобщий принцип, на нём зиждется процесс эволюции. Притяжение и отталкивание обусловлено мировой энергией, которая управляет всем Космосом. Потоки энергии порождают вибрацию, движение и, в конце концов, дают смысл вечно меняющемуся бытию. Древние индийцы называли такой круговорот Дыханием Брамы, в Учении встречается сходное название – Космическое Дыхание.
Е.И. Рерих обращается к глубинам личности, апеллирует к микрокосму человека. В тексте дневника встречаются понятия психической энергии, волевых токов, лучей, энергетических центров. Эти понятия затрагивают область человеческой природы – сознания и мысли. Устремление энергии приводит к росту сознания и развитию потенциала мысли. Человек становится вселенским существом, выходит на планетарный уровень, прокладывая пути к Великому Братству людей как отражению Единства Космоса. Концепция, изложенная в «Живой Этике», близка учению о ноосфере, которое предложил миру русский учёный В.И. Вернадский. Со своей стороны, Е.И. Рерих передаёт людям знания Гималайских Учителей и обосновывает доктрину новой космической философии.
Наряду с философскими сентенциями в текстах встречаются записи бытового характера, сделаны акценты на событиях повседневной жизни. Их значительно меньше, чем в предыдущих тетрадях Елены Ивановны. Это обусловлено отсутствием членов семьи в Кулу. Н.К. Рерих и его старший сын Юрий отправились в длительную поездку в Америку и Европу. Они покинули Индию в мае 1929-го и возвратились обратно лишь 11 декабря 1930 года. Отсутствие длилось практически около полутора лет, причём последние полгода ими были потрачены на добывание виз для въезда в Британскую Индию. Драматические обстоятельства потребовали огромных усилий на правительственном, дипломатическом уровне не только в США и Англии, но и во Франции. Первоначально Рерихи получили визы во французскую колонию Пондишери, поскольку Николай Константинович являлся кавалером Ордена почётного легиона за достижения в области искусства. И только после договорённости с колониальными властями, на местном уровне, художника с сыном впустили в Индию. Напряжённое время борений и преодоления препятствий проходит рефреном в записях Е.И. Рерих.
При подготовке данного тома, как и в предыдущих выпусках «Листов дневника», принимались во внимание новые издания «Агни-йоги» – книги «Беспредельность» (М., 2009; 2010) и «Иерархия» (М., 2011), составленные с учётом личных записей Е.И. Рерих. Проведена корректировка исходных текстов, основанная на последующих исправлениях автора, восстановлены сокращения имён собственных, географические названия, часто зашифрованные одной или двумя буквами. Учтены нормы современного русского языка, хотя при этом сохранена некоторая стилистика и орфография, существовавшая в первой четверти ХХ века, до языковой реформы, которую предприняла советская власть. Проделана также работа с англоязычной лексикой, уточнены отдельные слова и понятия по английским изданиям «Агни-йоги».
Шестой том дневниковых записей Е.И. Рерих составлен на основе рукописей, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США). Издатели благодарят руководство Русского центра за предоставленную возможность использовать материалы для публикации.
Владимир Росов,
Государственный музей Востока
| |
| Елена Рерих. Листы дневника. Т. V: 1928-1929
М.: КриптограММа, Государственный музей Востока, 2014. — 392 с., илл.
Издание «Листов дневника» продолжает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879–1955). Настоящий, пятый том относится к периоду 1928–1929 гг., когда Рерихи возвратились из экспедиции по Центральной Азии и приступили к созданию Института Гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу (Индия). Читатель получает возможность ознакомиться с полным текстом дневников, которые представляют собой первоисточник философско-этического учения «Агни-йога». | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Очередной, пятый том дневников Елены Ивановны Рерих охватывает период 1928-1929 годов. Предыдущие записи приходятся на время Тибетского этапа экспедиции Рерихов в Центральную Азию. На фоне драматических событий, поставивших под угрозу жизнь путешественников (военные власти задержали караван в зимние морозы на подступах к Лхасе), продолжалась работа над текстами Учения «Живая Этика». В суровых условиях, на горных перевалах было положено начало книгам серии «Агни-йога».
Нынешние дневниковые записи относятся к лету и осени 1928-го, когда экспедиционный отряд после возвращения из Тибета остановился на отдых в Дарджилинге (Восточная Индия), и далее практически ко всему 1929 году. Они освещают напряжённую деятельность по созданию Научной Станции в Гималаях - Института Гималайских исследований «Урусвати». Н.К.Рерих и его старший сын, востоковед Ю.Н.Рерих, отправляются в США для проведения организационной работы, связанной с учреждением Института. Совершенно очевидно, что упомянутые события являются только канвой мощного потока духовных знаний, источник которых обнаруживается в публикуемых дневниках.
Первоначально замыслы Рерихов были сосредоточены вокруг буддийской Лхасы. Столица Тибета притягивала путешественников как средоточие буддизма, откуда в будущем могло развернуться религиозно-политическое реформаторское движение под знаменем Будды Майтрейи. Именно поэтому экспедиция получила статус Миссии Западных буддистов (1927-1928), отправившейся на переговоры с верховным правителем Тибета Далай-ламой XIII. Цена этой встречи - избрание Западного Далай-ламы и ещё одно государственное образование в Азии, условно названное «Священный Союз Востока», или «Новая Страна». Семья Рерихов собиралась обосноваться в Лхасе на продолжительный срок, но вследствие отказа тибетских властей вынуждена была повернуть караван на Индию. Основание восточного союза стало трудновыполнимой задачей, и замысел получил перспективу осуществления в индийских Гималаях.
С осени 1928-го все усилия Рерихов направлены на организацию Научной Станции в долине Кулу (Пенджаб, Британская Индия). Записи о новом учреждении проходят лейтмотивом через текст дневника. Важность этой работы со временем делается очевидной, поскольку в Институте предполагается развивать новейшие направления научных исследований, такие как народная тибетская медицина, флора и фауна Гималайского региона, изучение космических лучей и раковых заболеваний. В перспективе научный центр планировалось превратить в поселение нового типа, Город Знания, в котором будут жить учёные и деятели искусства. «Не только о Станции, но и о Городе Знания мыслите» (29 января 1929) - таков завет, данный Рерихам. Осуществление международного проекта, да ещё и в условиях Британской Индии, являлась задачей крайне сложной, она требовала погружения в гущу жизни и согласования деятельности с колониальными властями. В дневниковых записях Е.И.Рерих нашёл отражение план по организации поселения, который, говоря современным языком, напоминает этап развития городской инфраструктуры - приют для паломников, ремесленный и сельскохозяйственный кооперативы, банк, лавка дешёвых товаров, сфера образования и культуры (школа для детей, кинотеатр, устройство лекций).
Значительная часть записей относится к Учению «Живая Этика». Они послужили основой текстов, включённых Рерихами в изданные ими книги. Это тома общей серии Учения - «Агни-йога» (Париж, 1929), «Иерархия» (Париж, 1933) и первая часть «Беспредельности» (Париж, 1933). Ряд легенд и сказаний, почерпнутых от мудрости великих Учителей человечества, вошли также в книгу «Криптограммы Востока» (Париж, 1929). Когда Н.К.Рерих вместе с сыновьями отправился 17 мая 1929 года из Индии в Соединённые Штаты, то младшему, Святославу Рериху, пришлось задержаться на длительное время во Франции, чтобы организовать издание книг. Из дневника Елены Ивановны видно, какой огромный труд лёг на плечи членов семьи, вовлечённых в служение на благо людей. Именно идеалы Общего Блага становятся жизненным ориентиром Рерихов и их сотрудников в странах Европы и Америки.
Особенностью подготовки данного тома «Листов дневника» является углублённый текстологический анализ, предпринятый для корректировки исходных записей. Для того чтобы выявить неточности, имеющиеся в любом рукописном тексте, и последующие авторские исправления, потребовалась большая работа по сравнению рукописи с новыми изданиями «Агни-йоги» (М.: МЦР, 2008) и «Беспредельности» (М.: МЦР, 2009), в которых использованы личные пометки Е.И.Рерих. Проведена трудоёмкая реконструкция текста, зашифрованного автором, восстановлены имена, географические названия, раскрыты сокращения отдельных слов и фраз, когда их написание не вызывает сомнения. Там, где издатели сталкивались с трудностями расшифровки, оригинал остался без изменения, но в примечаниях даны возможные варианты прочтения. При подготовке текста учтены нормы современного русского языка, при этом сохранена некоторая стилистика и орфография начала ХХ столетия. Проделана также работа с англоязычной лексикой.
Пятый том дневниковых записей Е.И.Рерих подготовлен на основе рукописей, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США). Издатели благодарят руководство Русского центра за предоставленную возможность использовать материалы для публикации.
Владимир Росов,
Государственный музей Востока
| |
| Елена Рерих. Листы дневника. Т. III: 1925-1927
М.: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2012. — 344 с., илл.
Издание «Листов дневника» продолжает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Настоящий том относится к первой половине экспедиции Рерихов в Центральную Азию, 1925-1927 гг. Путешественники посетили Малый Тибет, Китайский Туркестан, Советскую Россию и Монголию. Впервые читатель получает возможность ознакомиться с полным текстом дневников, которые фактически представляют собой философско-этическое учение Живой Этики, или Агни-йоги. | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Государственный музей Востока продолжает публикацию многотомного собрания дневниковых записей Елены Ивановны Рерих*. Очередной том «Листов дневника» охватывает период с 1925 по 1927 годы. Он относится к первому этапу путешествия в Центральную Азию под руководством Николая Константиновича Рериха. В течение полутора лет экспедиция проделала долгий путь от индийского Кашмира до Монголии, прошла через неизведанные опасные области Гималаев, через Малый Тибет и Китайский Туркестан (Ладакх, Хотан, Кашгар и непосредственно Синьцзян). На маршруте путешественники изучали исторические места, связанные с буддизмом, древние святыни, буддийское искусство. Летом 1926 года Рерихи посетили Русский Алтай с заездом в Москву. С осени 1926-го по апрель 1927 года экспедиция находилась на отдыхе в столице Монголии Улан-Баторе (Урга) и готовилась к походу в Лхасу, получившему название Миссии Западных буддистов.
Путь в Центральную Азию — это неизвестная глава «Великого Плана», который разворачивается на страницах дневника. План подразумевал построение Новой Страны на великих азиатских пространствах. Новое государственное образование, опирающееся на политическую волю лидеров
Советской России, Монголии и Тибета, должно было возникнуть, по замыслу его творцов, как конфедерация буддийских государств. С такой целью художник Н.К.Рерих и его семья прибыли в советскую столицу на переговоры с видными большевиками и партийными деятелями. Московская миссия предполагала не только встречи и переговоры, но и продвижение социальных проектов, один из которых состоял в том, чтобы получить концессии на разработку полезных ископаемых и сельхозугодий на Алтае, в районе горы Белуха. Именно там Рерихи собирались основать Звенигород — будущий центр, объединяющий народы России и Азии на принципах братства и всеобщей справедливости.
По замыслу Новая Страна базировалась на идеалах мировой Общины. В этом состоит главная особенность текстов, изложенных в дневниках. Заветы «Общины Мира» подкреплены именами Будды и Ленина. Рерихи, вслед за своими Учителями, провозглашают тезис о соединении буддизма и ленинизма. Основная движущая сила социальных преобразований — служение Общему Благу. Дневниковые записи — это своего рода свод указаний, как воплощать задуманный План. Акцент сделан на религиозном движении буддистов, проповедующих приход грядущего Будды Майтрейи. Майтрейя становится символом коммунизма. Следует заметить, что со временем, когда Тибетский поход, предпринятый для переговоров с главой Тибета Далай-ламой XIII, не удался (в 1927 году путешественников не пустили в Лхасу), не оправдавшая себя система коммунистических ценностей перестала для Рерихов существовать. Канва описываемых событий крайне подвижна, и в этом отношении публикуемый источник передаёт богатство и изменчивость социально-политической мысли его автора, оставляя неизменной этико-философскую доктрину.
Строки дневника пронизаны симпатией к наркому иностранных дел Республики Советов Г.В.Чичерину. На него делается главная ставка при ведении переговоров в Москве. Имя наркома часто упоминается в тексте, ему адресованы письма и телеграммы (они приведены в записях). За ним стоят — Сталин, Рыков и Луначарский. Ориентация на советскую власть связана с перспективами распространения в России учения Живой Этики. В этой связи дневник Е.И.Рерих полон философских сентенций, например: «Именно новостоицизм Учения может быть близок Чичерину» (19 ноября 1925). Упоминание о стоицизме в его новом, современном виде подразумевает старое учение стоиков, основанное на этике.
Как известно, стоицизм — одна из наиболее влиятельных школ раннего эллинизма, сохранившаяся вплоть до конца античного мира. Позже этика стоиков получила распространение в эпоху Возрождения. Рерихи как бы протягивают нить от позднего средневековья, от «космоса» Леонардо да Винчи до философии новейшего времени. Стоическое учение включает в себя представление о людях как гражданах космоса, составляющих вместе «мировое государство». Всякое нравственное действие человека, согласно стоикам, увеличивает «общее благо». В этом пункте этика стоицизма совпадает с основами учения Живой Этики, которое базируется на трёх главных постулатах — сотрудничестве с Дальними мирами, идеалах Общины и служении Общему Благу.
К началу Тибетского этапа экспедиции политические бури утихают. Идеал Новой Страны претерпевает закономерную трансформацию. Рерихи сосредоточены на идее Штатов Азии как совокупного государства, во главе которого может появиться новый лидер, способный объединить азиатские народы. И этим лидером, несомненно, является Н.К.Рерих. В сознании художника и вождя культуры Восток выступает неким мировым сообществом, исповедующим ценности духа в противоположность Западу. Азиатский Восток и Сибирь — это оплот Северной Шамбалы, дающий надежду всему миру.
Третий том «Листов дневника», так же как и предыдущие, снабжён подробными примечаниями и комментариями. Справочный аппарат приближает публикуемое издание к академическому уровню, в отличие от других подобных изданий, не отвечающих общепринятым научным критериям. При работе над томом учтены нормы современного русского языка, при этом нередко сохранены особенности авторской пунктуации и орфографии, в частности, использование прописных букв. Раскрыты сокращения имён собственных и географические названия, а также сокращения англоязычной лексики.
Особенностью данной серии «Листы дневника» является большая редакторская работа над рукописью дневниковых записей Е.И.Рерих. Проведена реконструкция зашифрованного авторского текста (возможные варианты приведены в примечаниях), восстановлены отдельные слова и фразы, которые даны без квадратных скобок в тех случаях, когда их написание не вызывает никакого сомнения. Такой подход облегчает восприятие читателю.
Сверка рукописи проводилась по архивным материалам и новым изданиям учения Живой Этики, среди них: книга «Община» (Рига, 1995), дополненная личными пометками Е.И.Рерих; переиздание монгольской «Общины» (М., 2004); переиздание рижской «Общины» (М., 2004). Обе последние книги выпущены с учётом прижизненной правки автора рукописи. Кроме того, при подготовке текста были использованы ценные дневники близкой сотрудницы и ученицы Рерихов, З.Г.Фосдик (Лихтман), которые она вела во время посещения Советской России, — рукописи на русском и английском языках «Москва и Алтай» (1926), «Россия и Монголия» (1927) из музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
В приложении опубликована отсутствующая в архиве Русского культурного центра в Амхерсте тетрадь Е.И. Рерих за декабрь 1923 — январь 1924 года. Предыдущий том «Листов дневника» содержит только отдельные фрагменты этой тетради. В настоящее издание включён полный текст, который обнаружен в нью-йоркском музее в виде списка, выполненного З.Г.Фосдик. Таким образом, существовавшая лакуна в дневниковых записях устранена.
Публикуемый том подготовлен на основе рукописей, хранящихся в упомянутом выше Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США); их копии предоставлены издателям с любезного разрешения руководства Центра. Издатели также благодарят дирекцию музея Рериха в Нью-Йорке за возможность публикации материалов из архивного фонда З.Г.Фосдик.
Владимир Росов,
Государственный музей Востока
_________________________
* См.: Елена Рерих. Листы дневника. Т. I: 1920-1923. М.: Руссанта, 2009. 512 с.; Т. II: 1924-1925. М.: Рассанта, 2011. 400 с.
| |
| Елена Рерих. Листы дневника. Т.II: 1924-1925
М.: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2011. — 400 с., илл.
Издание «Листов дневника» продолжает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Настоящий том относится к периоду пребывания Рерихов в Индии, в Сиккиме и Кашмире, 1924-1925 гг. Впервые читатель получает возможность ознакомиться с полным текстом дневников, которые фактически представляют собой философско-этическое учение Живой Этики, или Агни-йоги. | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий том продолжает публикацию дневниковых записей Елены Рерих. Он охватывает 1924 и 1925 годы, период пребывания семьи Рерих в Индии, в Сиккиме и Кашмире. События, описанные в дневнике, происходят одновременно с началом научно-художественной экспедиции в Центральную Азию. Первая книга «Листов дневника» (1920-1923)* только подготавливает читателя к знаменитому индийскому путешествию, нынешняя — вводит в мир буддийских святынь и феноменов, даёт почувствовать дух Гималаев, знакомит с тысячелетней традицией духовных исканий человечества.
В январе 1924 года Рерихи поселились в Западной Бенгалии на границе с Сиккимом, в небольшом местечке Дарджилинг, издавна находившемся на пересечении паломнических и торговых путей. Оттуда Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна и их сыновья совершили этнографическую поездку по монастырям Сиккима, изучая буддизм и местные обряды. Подобный интерес оказался неслучайным, учение Живой Этики вобрало в себя всё богатство древних верований и религиозных культов. В Индии художник создал серии живописных полотен «Знамёна Востока», «Его Страна», «Тибетский путь», «Гималаи». Елена Рерих занималась переводом писем Учителей Востока, адресованных членам индийского Теософского общества Синнету и Хьюму (английское издание «The Mahatma Letters» было опубликовано незадолго до отъезда Рерихов в экспедицию); перевод под названием «Чаша Востока» увидел свет в 1925 году. Сыновья Юрий и Святослав, востоковед и художник, тоже обогатили культурную сокровищницу своими достижениями. Первый из них написал книгу «Тибетская живопись» (1925), второй оставил потомкам целую галерею портретов — местные типы тибетцев, наброски бытового характера, эскизы восточных костюмов.
Вдохновительницей творческих начинаний семьи неизменно являлась Елена Ивановна Рерих. В Гималаях она продолжала вести свои дневниковые записи, начатые в марте 1920 года, и эти записи стали источником тех вдохновений, которые задавали жизненный вектор, формировали планы будущих поездок и странствий по Азии. Помимо вопросов духовного содержания, в дневниках данного периода присутствует большой пласт суждений политического и социального характера. Культурная, образовательная деятельность Рерихов в Америке идёт наравне с работой по созданию ряда учреждений, таких как корпорация «Белуха» и торгово-транспортная контора «Мировая Служба». Созидательная активность нацелена на Сибирь и Новую Россию, очертания которой только намечены в их масштабной работе. Такая работа развернётся позже, несколько лет спустя, однако на страницах публикуемого дневника уже присутствуют перспективные планы. После переговоров Н.К.Рериха в Берлине в декабре 1924 года с представителями советской власти запланирована его встреча в Москве с наркомом Г.В.Чичериным. Цель встречи — обсуждение проекта по созданию нового государственного образования Священный Союз Востока, конфедерации буддийских государств на территории Азии. Именно поэтому в тексте фигурируют видные государственные и партийные лидеры Советской России. Благодаря дневниковым записям по-новому выявляется фигура Рериха. Масштаб личности русского художника достигает общемирового размаха, превращая его в политика, дипломата и вождя культуры.
Второй том «Листов дневника», так же как и предыдущий, снабжён подробным справочным аппаратом. Благодаря примечаниям и комментариям проявлена событийная канва жизни Рерихов. Тем самым как бы образуется исторический фон, на котором давалось учение Живой Этики. Кажущиеся на первый взгляд отвлечёнными, философские формулы превращаются в материал для жизненных обобщений, и Учение и конкретные, повседневные реалии существования соединяются воедино. Современному читателю становится понятной практическая сторона Учения.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что выпущенный ранее первый том «Листов дневника» включает достаточно разнородные записи, из них в своё время складывалась книга «Листы Сада Мории», 1-я часть «Зов» (1924), путём кропотливого отбора Еленой Ивановной отдельных фраз и фрагментов из общего текста. Публикуемый второй том носит не «отрывочный» характер, а сразу содержит законченные смысловые тексты, которые и составили 2-ю часть книги, «Озарение» (1925). Таким образом, он отличается от предыдущего завершённой текстовой структурой и даёт возможность соприкоснуться непосредственно с источником учения Живой Этики.
При работе над томом учтены нормы современного русского языка, раскрыты сокращения имён собственных и географических названий, восстановлены отдельные слова и фразы (даны в квадратных скобках или без скобок, в тех случаях, когда написание не вызывает сомнения). При этом зачастую сохранены некоторые особенности авторской пунктуации и орфографии, в частности, использование прописных букв. Сверка рукописи проводилась по изданиям последних лет и архивным материалам. Это — дневниковые записи Елены Рерих «У порога Нового мира» (М., 2000), уже упомянутое «Озарение», но вышедшее в современной редакции с учётом авторской правки (М., 2003), а также рукописная копия дневника Елены Рерих (1924), переданного ею в своё время близкому сотруднику и ученику В.А.Шибаеву (хранится в личном архиве Илзе Рудзите, Горный Алтай). В приложение включены небольшие фрагменты дневника Елены Рерих за декабрь 1923 и январь 1924 годов, полный текст которого обнаружить не удалось.
Издание подготовлено на основе рукописей, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США) и предоставленных издателям с любезного разрешения его руководства. Текст иллюстрирован рисунками из собрания музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
Владимир Росов,
Государственный музей Востока
_______________
* Елена Рерих. Листы дневника. 1920-1923. М.: Руссанта, 2009. 512 с.
| |
| Елена Рерих. Листы дневника. Т.I: 1920-1923
М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.
Издание «Листов дневника» открывает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Настоящий том относится к периоду пребывания Рерихов в Америке и Европе в 1920-1923 гг. Впервые читатель получает возможность ознакомиться с полным текстом дневников, которые фактически представляют собой философско-этическое Учение Живой Этики, или Агни-йоги. | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Публикуемые «Листы дневника» Елены Рерих относятся к учению «Живой этики», или «Агни-йоги», которое является памятником мировой философской мысли. Как известно, учение складывалось в виде отдельных текстов с начала 1920-х годов при непосредственном участии всех членов семьи Рерих, оказавшейся в эмиграции в Англии, а затем в Америке, — русского художника Николая Константиновича Рериха, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава, впоследствии известных востоковеда и художника. Первые записи сделаны в Лондоне 24 марта 1920-го.
Ещё при жизни Рерихов тексты «Агни-йоги» издавались на разных языках. Всего было опубликовано 13 книг (вводные тома «Зов», «Озарение», «Община» и непосредственно сама серия из десяти книг; она открывалась одноимённой книгой «Агни-йога», и далее: «Беспредельность» — 2 части, «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный» — 3 части, «Аум», «Братство»). Русские издания, вышедшие в Берлине, Париже, Риге, и их английские переводы положили начало обширному духовному движению в мире. Были основаны десятки культурных учреждений, которые проводили работу на ниве искусства, науки, образования и на общественном поприще.
Инициатива по защите памятников культуры во время войн и вооружённых конфликтов получила известность как «Пакт Рериха». Он лёг в основание ряда международных документов и сделался достоянием современной цивилизации. Движущей силой этого развернувшегося движения стало философско-этическое учение «Живой этики».
Учение вобрало в себя богатые традиции прошлого, те знания, которые выработало человечество с древнейших времён. Оно базируется на синтезе европейской и восточной культур. В основу «Живой этики» положены различные учения основателей мировых религий — ведийские писания Вьясы, премудрость Соломона, изречения Лаоцзы, уложения Конфуция, притчи Христа и Будды. Линия преемственности уходит корнями и в философию Платона и Аристотеля, школу неоплатоников. Не случайно заключительный том серии «Агни-йога» имеет название «Надземное». (Книга не успела выйти в свет в связи с началом второй мировой войны и была опубликована лишь в наше время, в 1990-х годах.) «Надземное» вводит читателя в мир ноуменов — вечных идей, управляющих миром, здесь Платон скрыт под именем Мыслителя. Его поучения закладывают концепцию учения «Живой этики».
Дневниковые записи Елены Рерих значительно полнее текстов «Агни-йоги». Главное место в них отведено духовной стороне человека, проникновению в глубины сознания. По существу, это — Учение, получаемое из уст Учителя. Этим обстоятельством обусловлена форма изложения, во многих местах представленная в виде диалогов. Подобный стиль неоднократно встречается и в Ведах, и в греческой классической традиции, в тех же платонов¬ских трактатах. Источник философских текстов, рассчитанных на интуитивное восприятие, связан с великими Учителями человечества и формировался на протяжении тысячелетий в колыбели Евразийской цивилизации. Несомненно, главным проводником высшего сознания считается Елена Рерих, и в обыденном понимании авторство сохраняется за ней, хотя вначале в процессе создания текстов, как уже упоминалось, принимали участие все члены семьи Рерих и даже их сотрудники. На первом этапе использовался так называемый метод «автоматического письма», дальнейшие записи были получены посредством яснослышания.
Опубликованные в приложении «Кембриджские записи» (1921-22) тоже относятся к учению «Живой этики». Эти тексты появились благодаря инициативе Юрия Рериха, который первоначально участвовал в сеансах в Нью-Йорке, а после отъезда на учёбу в Кембридж (Массачусетс, США) объединил своих университетских товарищей в духовный кружок. Помимо самого Юрия Рериха, в кружок входили Владимир Перцов, впоследствии талантливый учёный-биохимик, и Владимир Диксон, поэт, переводчик на французский язык произведений известного в Зарубежье писателя Алексея Ремизова. Студенческая молодёжь в их лице представляла передовой отряд русской эмиграции, нацеленной на служение будущей возрождённой России. Именно поэтому «Кембриджские записи» носят не столько личный характер, сколько имеют широкий социально-политический контекст. Елена Рерих выборочно включила эти записи в свои дневники. В приложении они воспроизведены в полном объёме.
Наряду с кембриджскими текстами даны «Записи Круга» (1922-23) и «Записи Модры» (1922). Первые являются плодом коллективных усилий сотрудников Школы объединённых искусств в Нью-Йорке. Это был круг преданных идеям Николая Рериха людей. В 1922 году Школа преобразовалась в Мастер Институт объединённых искусств. Ядро нового культурного учреждения составили американцы русского происхождения — супруги Морис и Зинаида Лихтманы, Эстер Лихтман, Софья Шафран, а также американская журналистка Фрэнсис Грант, преуспевающий бизнесмен Луис Хорш и его жена Нэтти Хорш. Они вели записи под руководством Рерихов. «Записи Модры» обязаны своим появлением Фрэнсис Грант. В среде близких друзей она носила духовное имя Модра. Блок этих текстов имеет непреходящее значение, поскольку содержит указания, позволяющие осуществить уникальный опыт построения общинной жизни.
Настоящее издание открывает серию публикаций дневников Елены Рерих и относится к 1920-23 годам, периоду пребывания Рерихов в Америке и Европе. Оно подготовлено на основе рукописей, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (США).
Издатели
| |
| Елена Рерих. Листы дневника. 1927-1928
М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. — 216 с.
Издание «Листов дневника» входит в серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Настоящий том относится к периоду Тибетской экспедиции, которая была предпринята под руководством Н.К.Рериха в 1927-28 годах. На страницах книги впервые воссоздаётся оригинальный авторский текст, что даёт возможность читателю приблизиться к источнику философско-этического Учения. | |
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Листы дневника Елены Рерих представляют собой части учения «Живой этики», или «Агни-йоги», являющегося памятником мировой философской мысли. Это учение складывалось в виде отдельных текстов с начала 1920-х годов при непосредственном участии всех членов семьи Рерих — русского художника Николая Константиновича Рериха, оказавшегося в эмиграции в Америке, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава. Публикуемые в настоящем томе дневниковые записи относятся к периоду Тибетской экспедиции 1927-28 годов.
Экспедиция в Тибет, возглавляемая академиком живописи Н.К.Рерихом, была организована нью-йоркским музеем имени художника. Летом 1925 года караван отправился из предгорий Кашмира через Ладак и Кашгар в глубины Центральной Азии. Странствия длились несколько лет, и за это время экспедиция посетила Синьцзян, Советскую Россию и Монголию. В апреле 1927 года из Улан-Батора (Урги) начался самый важный и, без преувеличения, драматический этап путешествия. Планировалось посетить столицу Тибета, священную Лхасу, и встретиться с Туптэном Гьямцо, Далай-ламой XIII. Руководители экспедиционного отряда называли себя «Посольством Западных буддистов», направляющимся на переговоры с буддийским иерархом. На повестку дня выходил вопрос об учреждении федерации азиатских народов под знаменем буддизма.
Экспедиция Н.К.Рериха проложила пути через отдалённые, неизведанные уголки Тибета и Трансгималаев. Подобное путешествие, уже само по себе, может считаться неординарным событием в истории исследований Центральной Азии. Ещё ни одна экспедиция в Азию в ХХ веке не оставила столько загадок и, в то же время, не дала такого богатства результатов. Научные труды, археологические коллекции, сотни живописных полотен и шесть путевых дневников! Помимо достижений в области географической и этнографической науки, она внесла огромный вклад в изучение духовной культуры. Сокровищница Востока, с её древними знаниями, стала достоянием цивилизованного человечества. В ходе путешествия Е.И.Рерих начала записывать основной свод учения «Агни-йоги», которое вошло в серию книг с одноименным названием и публиковалось в странах русского рассеяния. Её тибетские дневники частично собраны в книгу «Знаки Агни-йоги» (Париж, 1929).
В последнее десятилетие о путешествии Рерихов в Тибет сказано немало. Появились уникальные издания, дневниковые записи членов экспедиции. Увидели свет дневники врача К.Н.Рябинина «Развенчанный Тибет» (1996), заведующего транспортом П.К.Портнягина «Современный Тибет» (1998) и начальника охраны Н.В.Кордашевского «С экспедицией Н.К.Рериха по Центральной Азии» (1999). Они дополнили классические труды самих Рерихов, опубликованные сразу же по окончании путешествия. В книгах Н.К.Рериха «Алтай—Гималаи» (1929) и Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии» (1931) читателям сообщалось лишь о научно-художественных целях экспедиции. Издания последних лет перевернули устоявшиеся представления, впервые во всеуслышание было заявлено о Миссии «западных буддистов» в Лхасу.
По вполне понятным причинам Рерихи обошли молчанием политические задачи экспедиции. Дипломатическое посольство в Тибет было связано с планами создания нового восточного объединения государств «Штаты Азии». К тому времени Н.К.Рерих уже зарекомендовал себя как «деятель мировой политики». В середине 1920-х годов он провел переговоры с представителями советского правительства — полпредом Н.Н.Крестинским в Берлине и народным комиссаром иностранных дел Г.В.Чичериным в Москве. На этих встречах речь шла об образовании «Союза Востока». Программа, предложенная Рерихом, декларировала идеалы мировой общины.
Дневник Елены Рерих появляется последним в ряду материалов, относящихся к Тибетской экспедиции. Все опубликованные ранее рукописи описывают только внешнюю канву событий, те условия, которые складывались в ходе путешествия. Большое место в них уделено обстоятельствам задержки каравана тибетскими властями в окрестностях Нагчу и зимнему стоянию в летних палатках при сильных морозах. (Погибли несколько человек и практически все караванные животные.) В дневниках Рябинина и Кордашевского охарактеризована также личность Н.К.Рериха как выдающегося деятеля культуры. Тексты Елены Ивановны отличаются от традиционных дневниковых записей кардинально. Главное место в них отведено духовной стороне человека, проникновению в глубины собственного сознания. По существу, это — Учение, получаемое из уст Учителя. Этим обстоятельством обусловлена и форма изложения, во многих местах даваемая в виде диалогов. Источник философских текстов имеет иррациональную природу, он связан с великими Учителями человечества и формировался на протяжении тысячелетий в колыбели азиатской цивилизации. На высотах Тибета и Гималаев Елена Рерих получила опыт огненной йоги, который станет, несомненно, ценным руководством для будущих поколений.
Необходимо обратить внимание на текстовые особенности дневниковых записей. Характеристики членов экспедиции, даваемые на маршруте во время трудных переходов, такие как «ослиный доктор» (Рябинин), «грубая натура» (Портнягин), «прохожие тени» и др., не могут рассматриваться как этическая константа. Любой человек, тем более ученик, постоянно развивается и совершенствуется. Подобные оценки — это некий водораздел между чисто человеческими и духовными понятиями, и нет ничего предосудительного, когда критически оценивается поведение, от которого зависит судьба всей экспедиции. У Рерихов постоянно идёт борьба за «обновление сознания». Невзирая на критику, доктор Рябинин получает предложение написать брошюру «Жизнедатели Востока», посвящённую вопросам древнетибетской медицины, и впоследствии принять участие в работе Гималайского научного центра «Урусвати». Аналогичные предложения получали и другие члены экспедиции.
Настоящее издание подготовлено на основе оригинальных дневников Е.И.Рерих, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США). Сверка рукописи выполнена с учётом записей З.Г.Фосдик, бывшего директора музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Елена Рерих предоставила своей сотруднице возможность скопировать её «тибетский дневник» сразу же по окончании экспедиции. (Оригинал хранится в «Обществе Агни-йоги», Нью-Йорк.) В процессе работы над текстом сделаны незначительные сокращения и проведена необходимая редакторская правка, соответствующая нормам современного русского языка.
| |
| Напутствие Вождю
Ленинград-Извара: Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре, Рериховский исследовательский центр, 1990. - 72 с.; обложка.
скачать: (djvu) |
|