Росов Владимир

В.А.Росов

Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха 1934-1936 годов

Материалы архивов США


Идея проведения Маньчжурской экспедиции исходила от правительства США. Летом 1933 г. Средний Запад Америки поразила сильнейшая засуха, нанёсшая значительный урон сельскому хозяйству. В этой связи на самом высоком уровне было принято решение о посылке американских ботаников в пустынные районы Азии, богатые засухоустойчивыми растениями. Адаптация этих растений к новым условиям на другом континенте, как предполагалось, помогла бы восстановить американское сельское хозяйство. Министр сельского хозяйства США Г.Э.Уоллес предложил президенту Ф.Д.Рузвельту включить в состав экспедиции русского художника Н.К.Рериха, который впоследствии и стал её руководителем. Такой выбор был обусловлен давними дружескими связями министра с музеем Рериха, открытым в Нью-Йорке в начале 1920-х годов, и его интересом к духовной культуре Востока. К тому же у самого Рериха имелся опыт проведения подобной экспедиции, поскольку в 1925-1928 гг. он предпринял свою первую поездку в отдалённые уголки Центральной Азии – в Кашгарию, Монголию и Тибет.

В 1934 г. американское правительство пригласило Рериха на переговоры в Белый Дом (художник прибыл в Америку из Индии), и вскоре он в сопровождении сына, известного востоковеда Ю.Н.Рериха, направился на Дальний Восток. В мае 1934 г. экспедиционный отряд проследовал в Японию, а затем обосновался в Харбине, главном центре русской эмиграции в Азии. В течение последующих нескольких месяцев Рерих развернул в Харбине широкую общественную деятельность. Он принял участие в «Днях Русской культуры», наладил контакты с Христианским Союзом молодых людей и Войсковым представительством Сибирского Казачьего войска, даже предпринял несколько политических акций, среди которых самой заметной явилась покупка им влиятельной харбинской газеты «Русское Слово» и передача её в дар Российскому Общевоинскому Союзу.

Начальный этап экспедиции стартовал в первых числах августа 1934 г. и проходил в степных районах Барги, Хайлара и в предгорьях Хингана, где удалось собрать образцы различных видов барханной растительности. В результате этой поездки по окраинам пустыни Гоби были произведены ценные наблюдения над растениями, произрастающими на песчаной почве и переносящими засуху. Сборы содержали сотни наименований флоры, не считая почвенных образцов и образцов горных пород. Основной этап экспедиции развернулся на территории Северного Китая весной – летом 1935 г. Экспедиционная база располагалась невдалеке от Пэйлинг Миао (Батухалки) в провинции Суйюань. Эта и смежные области Внутренней Монголии характеризовались высокой политической активностью. Там располагалась ставка духовного вождя буддистов Таши-ламы, бежавшего из Тибета в Пекин в декабре 1923 г., и строящаяся столица автономного монгольского государства, возглавляемого князем Дэваном. В ходе экспедиции Рерих пытался наладить контакты с упомянутыми лидерами и вступить в политический переговорный процесс на Востоке.

Научные результаты Маньчжурской экспедиции оказались значительными. Небольшая группа исследователей смогла за весь экспедиционный период собрать коллекцию семян, насчитывавшую 485 больших пакетов. Систематизированный гербарий только из Внутренней Монголии включал 1169 номеров. Обнаружились неизвестные науке виды засухоустойчивых трав. В целях борьбы с засухой департамент сельского хозяйства США традиционно импортировал из гобийского региона житняк гребенчатый (agropyron cristatum). Экспедиция обнаружила несколько новых разновидностей этой травы. Таким образом, главная задача, поставленная департаментом и состоявшая в поиске засухоустойчивых растений, была выполнена.

Маньчжурская экспедиция имела не только научную, но и политическую составляющую. Последняя соотносилась с планами создания Рерихом независимого монголо-сибирского государства в Азии, первоначально названного Священным Союзом Востока по аналогии с Советским Союзом. Эта условная аналогия реализовалась как результат замыслов, возникших в ходе первой центральноазиатской экспедиции, организованной Рериховским музеем (выше о ней упоминалось). Рерих в декабре 1924 г. на переговорах с советским полпредом в Берлине Н.Н.Крестинским и референтом полпредства по восточным странам Г.А.Астаховым выдвинул проект «Единой Азии»1, согласно которому предлагалась схема соединения «Севера» и «Юга» азиатского континента. Пути осуществления такого единения базировались на очищении учения Будды от старых религиозных догм, на трансформации сознания верующих и признании Советской России страной истинного буддизма, поскольку коммунистическое мировоззрение является мостиком к обновленному Востоку. Пункты своей программы Рерих обсуждал также на встрече с наркомом Г.В.Чичериным в 1926 г. в Москве, где экспедиция оказалась на короткое время, направляясь с дипломатической миссией в Лхасу на переговоры с Далай-ламой, главой светской власти Тибета. Предложения Рериха не удалось осуществить по причине отказа руководства СССР вести дальнейшие переговоры по азиатскому проекту и вследствие противодействия продвижению экспедиционного каравана со стороны англичан, контролировавших Тибетское нагорье.

К середине 1930-х годов Рериху представилась возможность реализовать свой азиатский проект в ходе Маньчжурской экспедиции. Его союзником стал министр Уоллес, который, будучи увлечен буддизмом, принял русского художника в качестве своего духовного наставника. Однако в дальнейшем Уоллес почувствовал в действиях главы экспедиции личную угрозу, поскольку министр стремился достичь вершины политической карьеры и готовился выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента США в 1936 г. Его альянс с Рерихом оказался недолгим, ибо члены экспедиции проявили недопустимую, с точки зрения американских властей, политическую активность на Дальнем Востоке. Госдепартамент США был особенно обеспокоен контактами Рериха с казачеством и белогвардейцами. В результате министр Уоллес досрочно прекратил экспедицию в сентябре 1935 г.

Пионерами в изучении обозначенной темы являются исследователи С.Уокер и Р.Рупен, опубликовавшие в США в конце 1970-х годов несколько журнальных статей2, в которых впервые был поставлен вопрос о политической стороне Маньчжурской экспедиции. Более углубленное изучение предпринято в 1990-е годы тоже в США, где вышло в свет две монографии: сначала Г.Уайта и Дж.Мейза «Генри Уоллес: поиск нового мирового порядка», а затем Дж.Калвера и Дж.Хайда «Американский мечтатель. Жизнь Генри Уоллеса»3. Однако авторы только опосредованно затрагивают тематику Маньчжурской экспедиции (ей посвящены отдельные главы монографий) в связи с личностью Уоллеса. Невзирая на это, зарубежные исследователи поставили перед научным сообществом важную проблему – участие Рериха и его культурных учреждений в международном политическом процессе. Основной вывод состоял в том, что Рерих, будучи деятелем культуры мирового масштаба, в 1930-е годы вступил в «большую игру», издавна выражавшуюся в соперничестве крупных держав за сферы влияния в Центральной Азии. Хорошо известно, что начало такому соперничеству было положено в XIX в. борьбой царской России и Великобритании за Персию и Афганистан.

Одновременно с вышеупомянутыми монографиями в России также появились работы, которые значительно расширили научный горизонт и вывели исследования на совершенно новый уровень. Автором настоящей статьи опубликованы работы4, в которых подробно рассматривается история Маньчжурской экспедиции, при этом основное внимание уделено именно её политической стороне. В ходе поездки по Дальнему Востоку Рерих выдвинул проект «Канзас», предлагавший организацию сети сельскохозяйственных кооперативов в Маньчжурии и Внутренней Монголии. Потенциально проект «Канзас» оказался связанным с идеей нового государственного образования в Центральной Азии, упомянутого Союза Востока, условно называемого также «Новой Страной». Концепция «Новой Страны» является главным итогом проведенных в последнее время исследований, посвящённых Маньчжурской экспедиции Рериха.

В основу и американских, и российских исследований были положены документы из архивных собраний США. Поскольку представления о геополитическом характере деятельности Рериха могут служить важным фактором для формирования современной политики в Азии, то дальнейшее изучение данной темы представляется весьма перспективным. В этой связи следует обратиться к обзору материалов о Маньчжурской экспедиции, хранящихся в американских архивах.

Рериховские материалы сосредоточены более чем в десяти крупных государственных и частных собраниях США, среди которых выделяются: Национальный архив в Вашингтоне, архив Колумбийского университета, коллекция Г.Э.Уоллеса в университете г. Айова, музей Николая Рериха в Нью-Йорке, отдел редких коллекций Ратгерс-университета, Русский культурный центр при Амхерст-колледже, Русский музей в Сан-Франциско, Дальневосточный архив синолога П.В.Шкуркина в Сан-Пабло и другие. Причем только первые три из названных собраний частично освоены исследователями. Материалы других архивов практически не введены в научный оборот.

Одним из главных источников является архив музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Коллекция пока не имеет полного научного описания и, по предварительным оценкам, может содержать несколько десятков тысяч документов, относящихся к жизни и творчеству семьи Рерих. Это собрание начало формироваться по приезде Рериха в Америку, в первые годы эмиграции. В 1923 г. в Нью-Йорке открылся музей имени художника. Однако целостность собрания сохранить не удалось вследствие прекращения деятельности музея в 1936 г. Большая часть документов со временем перешла в возрождённый музей Рериха, официально открытый на Манхэттене в середине 1950-х годов. Другая часть попала в библиотеку Амхерст-колледжа (Массачусетс), а третья оказалась в распоряжении госпожи Кэтрин Кемпбелл-Стиббе, которая в 1970-е годы передала её в дар Государственному музею Востока (Москва).

Музей Рериха в Нью-Йорке в 1930-е годы стал своеобразным центром, куда стекалась вся информация о Маньчжурской экспедиции. Рерих как руководитель экспедиции пересылал туда копии отчетов и писем, направляемых им в департамент сельского хозяйства в Вашингтоне. Кроме того, сотрудники музея получали от Рериха письма частного характера, в которых он подробно информировал о ходе путешествия по Дальнему Востоку и о своей работе в среде русских эмигрантов. Среди имеющихся документов значительный интерес представляет уникальный дневник Маньчжурской экспедиции, опубликованный на сегодняшний день лишь фрагментарно5. Полный текст Маньчжурского дневника Рериха составляет около 200 машинописных страниц и является источником сведений о политических реалиях в Маньчжурии и Внутренней Монголии, а также о жизни эмиграции Русского Китая. Не менее ценными являются рукописные дневники одной из ближайших сподвижниц Рерихов в Америке, вице-президента нью-йоркского музея З.Г.Фосдик (Лихтман), где подробным образом изложены перипетии экспедиции, описаны контакты представителей музея с министром Уоллесом, сенаторами и правительственными чиновниками, даны оценки работы учреждений, ответственных за осуществление задач экспедиции. Дневники Фосдик наряду с протоколами заседаний Совета директоров музея, составляют своеобразную летопись Маньчжурской экспедиции. В архиве отложилась также переписка Рериха и сотрудников музея с деятелями русской эмиграции на Дальнем Востоке, такими, как А.А.Ачаир (Грызов), Г.К.Гинс, С.И.Зенкевич, В.Н.Иванов, архиепископ Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов), В.К.Рерих, А.П.Фридландер, Г.И.Чертков, П.А.Чистяков и другие. Архивные материалы дополнены подборкой газетных статей из дальневосточной прессы о пребывании Рериха в Японии и Маньчжурии.

В высшей степени привлекательной для исследователей можно считать коллекцию материалов в Ратгерс-университете, штат Нью-Джерси, принадлежавших сотруднице Рерихов, вице-президенту Рериховского музея Ф.Р.Грант. Именно она осуществляла неформальную связь между американским правительством и Н.К.Рерихом во время его поездки по Дальнему Востоку. Эта коллекция (86 коробок; документы, относящиеся к жизни и деятельности Грант) передана в библиотеку университета самой хозяйкой в 1986 г. После длительной обработки, через 15 лет, архив стал доступен исследователям. Он является основным источником информации о Маньчжурской экспедиции.

Для понимания скрытых механизмов Маньчжурской экспедиции, прежде всего ее идейной подоплеки, фонд Грант играет первостепенную роль. Там имеются оригиналы писем Уоллеса к Грант, дающие представление о реализации планов экспедиции. Помимо сбора засухоустойчивых растений, что являлось официальной задачей экспедиции, Н.К.Рерих начал работу по осуществлению проекта «Канзас». Долгое время письма Уоллеса считались утерянными (в 1940-е годы в руки журналистов попали некоторые копии); их общее количество оказалось порядка полутора сотен. Сам проект по созданию сельхозкооперативов в Маньчжурии и Монголии также представлен в виде отдельного документа в архивном собрании.

Этот блок документов дополняет рукопись Грант мемуарного характера «Николай Рерих и Азия», где автор спустя годы излагает свою версию происходивших вокруг экспедиции событий. В Ратгерс-университете собрана большая по объёму переписка Грант с сотрудниками Рериховского музея Луисом Хоршем, Морисом и Зинаидой Лихтман, в том числе имеются отдельные письма и телеграммы Н.К.Рериха и его жены Е.И.Рерих. (Главный корпус писем поступил в современный музей Рериха в Нью-Йорке в 2003 г. из частного собрания.) Для понимания масштаба Маньчжурской экспедиции и причин, приведших к ее неожиданному завершению, для исследователей может быть крайне ценным материалом переписка Грант и Ю.Н.Рериха, который состоял в должности заместителя руководителя экспедиции. Обращают на себя внимание дневниковые записи Грант, относящиеся к наиболее активной фазе деятельности нью-йоркского музея (1928-1935), отчеты о поездках в Вашингтон на встречи с Уоллесом и для подготовки Конференций Пакта и Знамени мира (1933-1935). Напомним, что Пакт Рериха, декларирующий защиту ценностей культуры и достижений человеческой цивилизации во время войн и вооруженных конфликтов, был предложен русским художником и внесен на рассмотрение стран Северной и Южной Америк. Целостная картина деятельности Грант выявляется благодаря ее эпистолярному наследию, насчитывающему сотни крупных имен политических и культурных деятелей США и Латинской Америки. Среди них: Дж.Казинс, Л.Бин, Дж. и К.Хэллы, И.Народный, а также Святослав Рерих, художник, младший сын Н.К.Рериха.

Блок административных бумаг, относящихся к проведению Маньчжурской экспедиции, сосредоточен в Национальном архиве в Вашингтоне. Там находятся файлы департамента сельского хозяйства США, в которых хранятся оригиналы писем Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха (1934-1936). Это наиболее полное собрание писем руководителей экспедиции к министру Уоллесу и его подчиненным Е.Н.Брессману, Н.Э.Райерсону, Ф.Д.Ричи, курировавшим ход экспедиции от имени Бюро растениеводства, одного из научных подразделений Департамента сельского хозяйства. Экспедиционные документы включают официальные отчеты Ю.Н.Рериха о проведении изысканий в Северной Маньчжурии и Внутренней Монголии, списки гербариев и сборов засухоустойчивых растений, а также аналитический отчёт ботаника Т.П.Гордеева, посвященный описанию растительности в районе Барги и Большого Хингана. К отчетам прилагаются подробные карты и перечисление пунктов маршрутов, что является ценным материалом для фундаментального описания Маньчжурской экспедиции (такого труда пока ещё не существует).

Среди архивных материалов имеется важный раздел документов, проливающий свет на историю конфликта между главой экспедиционного отряда Рерихом и американскими ботаниками Г.Г.Макмилланом и Дж.Л.Стивенсом, которые были прикомандированы к экспедиции департаментом сельского хозяйства для проведения научных исследований на Дальнем Востоке. Ботаники вышли из состава экспедиции, поскольку доктор Макмиллан сам претендовал на роль руководителя, мотивируя свои поступки профессиональным статусом. Сохранились пространные отчеты-письма Г.Г.Макмиллана, адресованные в департамент. В этих письмах подробно охарактеризована деятельность Н.К.Рериха, в том числе политическая, осуществляемая им в ходе экспедиции (аудиенция Рериха и его сына у императора Маньчжурии Пу И, организация комитета Пакта мира в Харбине, публичные выступления художника среди русских эмигрантов и др.).

Персональный фонд Генри Уоллеса в библиотеке университета штата Айова содержит значительный объем документов, относящихся к подготовительному периоду Маньчжурской экспедиции. Уоллес стал главной движущей силой экспедиции, фактически министр сельского хозяйства подготовил условия для её организации (провёл переговоры с Рузвельтом), а до того выступил протектором Конвенции Пакта Рериха в Вашингтоне (1933). В этой связи большое значение имеют хранящиеся в фонде письма Рериха к Уоллесу (1933-1934). История сотрудничества Уоллеса с музеем Рериха в Нью-Йорке нашла отражение в корреспонденциях Грант. Фонд дает уникальную возможность проследить мировоззренческие, духовные поиски Уоллеса непосредственно перед его вступлением на должность министра сельского хозяйства: письма У.Х.Дауэра, Ч.О.Рооса, Л.Э.Джондро, Г.В.Рассела. Эти поиски и привели Уоллеса к почитанию Рериха как духовного учителя.

Что касается движения Пакта и Знамени мира, которое содействовало популяризации Рериха в Америке, то в него был вовлечен известный политический деятель, директор Панамериканского союза Гил Боргес; письма Боргеса к Уоллесу и сопутствующие документы по Пакту тоже крайне важны для воссоздания истории Маньчжурской экспедиции. К этому блоку документов относится переписка Уоллеса и Рузвельта (1933), она воссоздает историю возникновения идеи Пакта.

Известно, что инициатором прекращения Маньчжурской экспедиции в сентябре 1935 г. стал министр Уоллес, который также повлиял и на судьбу Пакта Рериха. В Айове сохранились копии писем, направленных представителям и послам всех 33 государств Латинской и Центральной Америки, подписавших Пакт, с требованием приостановить действие этого документа. Среди корреспондентов Уоллеса были также послы большинства европейских и азиатских стран.

Наконец, данное собрание содержит переписку департамента сельского хозяйства отдельно с руководителями и членами Маньчжурской экспедиции (1934-1936), которая некоторой частью повторяет документы из Национального архива в Вашингтоне. Однако ряд документов – телеграммы и меморандумы – делают представление об экспедиции более углубленным. К таким документам можно отнести и специальные обзоры Госдепартамента США, в которых нашла отражение разнообразная деятельность Рериха в ходе его поездки по Дальнему Востоку, и сопроводительные письма помощника госсекретаря У.Филлипса.

Характерной особенностью архивного собрания Русского культурного центра при Амхерст-колледже является наличие материалов, без которых невозможно правильное и глубокое освещение темы Маньчжурской экспедиции. Это прежде всего 39 тетрадей рукописных дневников Е.И.Рерих (1920-1935). Жена и идейная вдохновительница Н.К.Рериха в значительной степени направляла не только творческую, но и социальную деятельность своего супруга. Уже на первом этапе Маньчжурской экспедиции Е.И.Рерих установила контакт с президентом Рузвельтом. Она послала ему из Индии пять писем (1934-1935), и таким образом глава США получил предложение духовного руководства по самым разным вопросам внешней и внутренней политики своей страны. Высокое покровительство было необходимо Рериху для осуществления проекта «Канзас» и дальнейших политико-экономических преобразований в Азии. Дневниковые записи Е.И.Рерих во многих случаях дают ключ к пониманию описываемых событий в период Маньчжурской экспедиции.

Личные дневники Е.И.Рерих в результате закрытия нью-йоркского музея оказались в распоряжении председателя Совета директоров Л.Л.Хорша, и после смерти последнего в начале 1980-х годов его вдова Н.С.Хорш передала их, вместе с другими документами, в библиотеку Амхерст-колледжа. После организации Русского центра при колледже в 1991 г. все материалы, касающиеся семьи Рерих, выделены в специальный фонд.

Помимо упомянутых дневников, в архиве Амхерст-колледжа находятся и дневниковые записи Хорша, до последних лет неизвестные исследователям. Они сделаны в виде отчетов по итогам встреч с Рузвельтом, состоявшихся в связи с передачей президенту писем Е.И.Рерих, и относятся ко времени 1934-1936 гг. Эти записи дают возможность проследить, как менялась позиция Рузвельта по отношению к Рериху в течение всего периода Маньчжурской экспедиции, как зарождалась идея нового проекта «Канзас», выдвинутого Хоршем и базирующегося на финансовых выгодах от эксплуатации рынка серебра в Азии.

Добавим, что многие интересные документы, касающиеся роли Рузвельта в истории с Маньчжурской экспедицией, остаются до сих пор невостребованными. Они хранятся в личной коллекции президента, в библиотеке в Гайд-Парке (Нью-Йорк). Имеются в виду письма, адресованные Рузвельту сотрудниками музея Рериха в Нью-Йорке – Л.Л.Хоршем, Э.Дж.Лихтман, З.Г.Лихтман (1935-1942). Кроме того, дополнительно следует выделить документы, проливающие свет на взаимоотношения президента Рузвельта и министра Уоллеса, которые находятся в архиве Колумбийского университета.

Обзор материалов, посвященных Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха, дает представление о перспективах исследовательской работы по данной тематике. Помимо перечисленных американских архивов, обращает на себя внимание богатое собрание рериховских документов в Государственном музее Востоке в Москве. Однако архивы в США имеют, несомненно, приоритет в плане научных изысканий в сравнении с российскими архивами. К сожалению, комплексного исследования об экспедиции не существует, политическая сторона пока не дополнена полноценным анализом в научной и культурной сферах. Учитывая важность темы для истории изучения Центральной Азии и Дальнего Востока, можно надеяться, что такой фундаментальный труд появится в будущем.




Примечания:

1. См.: Зарницкий С., Трофимова Л. Путь к Родине — Международная жизнь. 1965, № 1, с. 96-107; Рерих Н.К. Сообщение от Дорджи, [1925, февраль]. — Архив музея Николая Рериха (Нью-Йорк) (МНР). Копия, автограф М.М.Лихтмана. Л. 1-3об.; Крестинский Н.Н. Письмо Г.В.Чичерину, 2.01.1925. — Архив внешней политики РФ. Ф. 04 (Чичерина), оп. 13, папка 87, д. 50117, л. 13-а; Шибаев В.А. Письмо Г.А.Астахову, 22.03.1925. — Архив МНР. Автограф, авторская копия, л. 1-1об. и др.

2. Walker J.S. Henry A. Wallace and American Foreign Policy. — Westport–London, 1976, p. 50-63; Rupen R.A. Mongolia, Tibet, and Buddhism or, a Tale of Two Roerichs — The Canada–Mongolia Review, vol. 5, 1979, № 1, p. 1-36.

3. White G., Maze J. Henry A. Wallace: His Search for a New World Order. Chapel Hill–London, 1995; Culver J., Hyde J. American Dreamer. A Life of Henry A. Wallace. New York–London, 2000.

4. Росов В.А. Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха: в поисках «Новой Страны» — Ариаварта (СПб.), 1999, № 3, с. 17-55; его же. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К.Рериха по окраинам пустыни Гоби, кн. I. СПб.–М., 2002; кн. II. М., 2004.

5. Рерих Н.К. Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935). — Ариаварта, 1999, № 3, с. 56-119. Публ. и прим. В.А.Росова.



Опубликовано: журнал Российской Академии наук "Новая и новейшая история". 2005. Июль-август. № 4. С. 184-189.